Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Страничка педагога-социального

Уважаемые родители!

           Когда вы отправляли ребенка в первый класс, вы были уверены, что он развит, смышлен и вполне подготовлен к обучению. Но успехи на первых порах сменились неудачами. Ребенок хорошо справляется с математикой и другими предметами, но с трудом овладевает письмом. У него ужасный подчерк, а в выполненных упражнениях и диктантах множество ошибок. При этом ребенок добросовестно учит правила .

Проанализируйте ошибки в тетрадях вашего ребенка.

  1. Путает похожие по начертанию буквы (Ш и Щ, Р и Ь, З и Э), часто пропускает буквы в словах (тлфон (телефон).
  2. Переставляет буквы и слоги внутри слова или наращивает слово лишними буквами (ребёза (берёза)).
  3. Не слышит ударных гласных звуков в слове.
  4. Не различает на слух согласные звуки З-С, Ж – Ш, Ч – Щ, Ц – С, Б-П, В-Ф.

         Если подобные ошибки вы нашли в тетрадях у своего ребенка в большом количестве скорее всего у него –дисграфия (частичное нарушение письма) и нужно обратиться в пункт коррекционно-педагогической помощи, чтобы распознать специфические особенности этих нарушений.

         Подобные явления у детей,  да и у многих взрослых встречаются нередко. И очень часто низкая успеваемость ребенка в школе объясняется  не состоянием его интеллекта, а неразвитостью фонематического слуха  и зоркости.

Чтобы овладеть грамотным письмом, важно обладать речевым слухом (различать звуки речи, улавливать оттенки сказанного) и особым зрением на буквы (запоминать и воспроизводить их начертание).

         Чтобы преодолеть эти нарушения письма, необходимы систематические занятия и упражнения, которые должны проводиться в школе с учителем-дефектологом и дома с родителями.

 

Вот несколько практических советов:

  1. Для правильной работы мозга при письме очень важен массаж подушечек пальцев.
  2. Ежедневно в течение 2-3 недель переписывать в тетрадь небольшой текст или упражнение. Пусть это будет одна строка в день, но написанная правильно и отчетливо. Текст нужно записывать на клеточном поле по одной букве в клетке, буква должна занимать одну клетку целиком.
  3. Полезно играть в игры, развивающие речевой слух: «Повторение скороговорок», «Подбор слов на заданные буквы», «Определять порядок звуков в слове».
  4. Можно писать под диктовку небольшие тексты, предложения.
  5. Все, что ребенок пишет на бумаге, он должен обязательно проговаривать вслух.
  6. Не заставляйте  ребенка переделывать и переписывать много раз  домашние задания. Большое упражнение разбейте на части и выполняйте в несколько приемов.
  7. Не ругайте ребенка за неудачи, а чаще находите поводы его похвалить. Не вызывайте в нем отвращения к учебе, усталости, раздражения и недовольства собой.
  8. Пополняйте словарный запас ребенка.

 

Желаю успехов в учебе вашим детям!

              Памятка для родителей

"Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые упражнения для развития речи детей дома"

Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок добился больших успехов в жизни, состоялся как личность, чувствовал себя свободно, уверенно. Неправильная речь отрицательно сказывается на развитии ребенка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адаптацией к школьной жизни.

Важнейшим условием для того, чтобы ребенок овладел правильной речью, является речевая атмосфера, в которую он погружен с первых дней существования. Поэтому для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи.

Развитию грамотной речи способствуют словесные игры с детьми дома. В игре нет схем и правильных образов, ничто не сковывает ребенка. К 4 годам у детей формируется интерес к играм в слова. Это естественное желание нужно всячески поощрять. Именно благодаря словесным играм происходит становление культуры речи и общения. Играя с ребенком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.

Уважаемые родители, предлагаю вам варианты игр с детьми дома:

1. «Скажи наоборот»

Взрослый называет какое-либо слово, а ребенок подбирает слово с противоположным значением.

Существительные: смех-…, холод-…, север-… и т.д.

Глаголы: пришел- …, плакал-… и т.д.

Прилагательные: широкий-…, маленький-… и. т.д.

Наречия: далеко-… и т.д.

2. «Подбери слово»

Ребенку предлагается подобрать слово на какой-либо звук, сначала любые слова, а потом по лексической теме, например, «Назови фрукты на звук А».

3. «Большой - маленький»

Ребенку предлагается подобрать уменьшительно-ласкательную форму заданному существительному, например, ложка - ложечка, стул - стульчик…

4. «Отгадай загадку»

Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадать загадки как можно чаще.

5. «Подумай и ответь»

Предлагайте детям словесные логические задачки. Например, кого в лесу больше елок или деревьев?

6. «Расскажи стихотворение»

Предложите ребёнку вспомнить знакомые стихотворения или выучить новое более интересное. Можно сочетать заучивание стихотворения с пальчиковой игрой. Заучивание стихотворений способствует развитию памяти и мышления.

7. «Расскажи сказку»

Читайте детям сказки, проводите беседу по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.

Уважаемы родители, не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребёнка! Игры, игровые упражнения, речевой материал, должны соответствовать его возрасту. В общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ребенком не торопясь, звуки и слова произносите четко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните малышу. Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами. ребенок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему, что говорить надо внятно, четко и не спеша.

Игры со словами

 

Уважаемые родители!

      Вам предлагаются игры, которые помогут Вашему ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь Вашего ребёнка богаче и разнообразнее.

                                               "ТОЛЬКО ВЕСЁЛЫЕ СЛОВА".

Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: "Клоун". Второй: "Радость". Третий "Смех" и т.д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут.

Можно сменить тему и называть только «зелёные» слова (например, огурец, ёлка, карандаш и т.д.), только «круглые» (например, часы, колобок, колесо и т.д.)

                                            "ПОДБЕРИ СЛОВО".

Ребёнку предлагается подобрать к любому предмету, объекту, явлению слова, обозначающие признаки. Например, зима, какая? (холодная, снежная, морозная). Снег, какой? (белый, пушистый, мягкий, чистый).

                                     

                                      "КТО ЧТО УМЕЕТ ДЕЛАТЬ?"

Ребёнку предлагается подобрать к любому предмету, объекту как можно больше слов - действий. Например, что умеет делать кошка? (мурлыкать, выгибать спинку, бегать, прыгать, спать, царапаться, лакат ).

                                               "АВТОБИОГРАФИЯ".

Вначале кто-то из взрослых берёт на себя ведущую роль и представляет себя предметом, вещью или явлением и от его имени ведёт рассказ. Остальные игроки должны его внимательно слушать и путём наводящих вопросов выяснить, о ком или о чём идёт речь. Тот из игроков, который это угадает, попробует взять на себя роль ведущего и перевоплотится в какой-нибудь предмет или явление. Например, "Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная. От небрежного отношения погибаю, и становится темно не только в душе … (лампочка)".

                                            "ВОЛШЕБНАЯ ЦЕПОЧКА".

Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет

какое-либо слово, допустим, "мёд", и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово? Дальше кто-то из членов семьи отвечает, например, "пчелу". Следующий игрок, услышав слово "пчела", должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, "боль" и т.д. Что может получиться? Мёд - пчела - боль - красный крест - флаг - страна                                       

                                         "СЛОВА МЯЧИКИ".

Ребёнок и взрослый играют в паре. Взрослый бросает ребёнку мяч и одновременно произносит слово, допустим, "тихий". Ребёнок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением"громкий". Затем игроки меняются ролями. Теперь уже ребёнок первым произносит слово, а взрослый подбирает к нему слово с противоположным значением.

                                             "ВЕСЁЛЫЕ РИФМЫ".

Играющие должны подбирать к словам рифмы. Свечка - … (печка); трубы - … (губы); ракетка - … (пипетка); сапоги - … (пироги) и т.д.

                                             

Советы родителям леворуких детей!

1.  Леворукость не определяется как патология и для беспокойства нет причин.

2. Преимущественное владение рукой зависит не от «хотения» ребёнка или его упрямства, не от его желания или нежелания, а от особой организации деятельности мозга, определяющей не только «ведущую» руку, но и некоторые особенности организации высших психических функций.

3. Владение ребёнком той или иной рукой в качестве ведущей  следует рассматривать как проявление индивидуальности в пределах нормы.

4. Истоками леворукости могут быть наследственные факторы, процессы происходящие в период развития плода.

5. Переучивать леворуких детей не следует, так как  принудительное изменение доминантности ведёт к нежелательным последствиям.

6. Переучивание ребёнка влияет на психическое состояние, эмоциональное  благополучие и здоровье в целом   (возникают вспыльчивость, капризы, раздражительность, беспокойный сон, головные боли, вялость; невротические реакции:нервные тики, энурез, заикание).

 7. У леворуких детей при переучивании проявляется почти весь комплекс нарушений  почерка и трудностей формирования навыков письма.

8. Развивать мелкую моторику левой руки следует так же, как и правой, но с акцентом на левую руку, т.к. писать в школе ребёнок будет именно ею.

9. Пальчиковые упражнения при подготовке к школе следует выполнять с акцентом на левую руку, но не забывать о правой, т.к. она является «помощницей» в бытовой деятельности.

10. В процессе развития у ребёнка может самостоятельно произойти смена доминирующего полушария, после чего у праворукого ребёнка может развиться так называемое «скрытое левшество» (критический период 11-12 лет). Смену доминирующего полушария у ребёнка следует принять как естественное проявление развития. 

Рекомендации для родителей школьников.

Читайте книги вместе с ребенком. Ребятам в первом классе трудно самим читать книги, надо читать вместе с ними. Когда ребенок уже обучится читать, можно просить его рассказать,  чем же закончился рассказ: «Я только что пришел с работы, не успеваю прочесть, пожалуйста, расскажи, что там было!»

Существует очень интересная и результативная  методика – каждый час читать по 5 минут. Всего по пять минут. Первоклассник не успеет утомиться. Книжка должна ему нравиться, иметь крупный шрифт, красивые картинки. Ребенок сам выберет себе книжку. Там, где он остановился, пусть поставит точку карандашом. Закладка должна быть красивой.

В книжке  встретите много слов, сложных для написания. Да, там не будет подбора однокоренных слов, не стоят падежи и нет ударения, но ребенок быстро и накрепко усваивает что и как пишется, запоминает слова-предметы, слова-признаки, слова-действия. Школьник учится строить предложения, связывать предложения между собой.  Нужна только интересная и красивая книжка.

Не заваливайте ребенка книгами. Пусть ему будет интересно. Мы помним, если сильно переесть, то наступает отторжение. С избытком книг та же история. Не допускайте утомления, смена рода деятельности вам сильно поможет.

 

ЧТО БЫ НИ СЛУЧИЛОСЬ, ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО.

НАРУШЕНИЯ РЕЧИ ПОДДАЮТСЯ КОРРЕКЦИИ, НУЖНО ТОЛЬКО ПРИЛОЖИТЬ УСИЛИЯ.

ДЕСЯТЬ «ПОЧЕМУ» ДЕТЯМ НЕОБХОДИМО ЧИТАТЬ?

  1. Благодаря чтению развивается речь ребенка и увеличивается его словарный запас. Книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми.
  2. Чтение развивает мышление. Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим.
  3. Работа с книгой стимулирует творческое воображение, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами.

 

 

         

  1. Чтение развивает познавательные интересы и расширяет кругозор. Из книг и периодики ребенок узнает о других странах и другом образе жизни, о природе, технике, истории и обо всем, что его интересует.
  2. Книги помогают ребенку познать самого себя. Для чувства собственного достоинства очень важно знать, что другие люди думают, чувствуют и реагируют так же, как он.
  3. Книги помогают детям понять других. Читая книги, написанные писателями других культур и других эпох, и, видя, что их мысли и чувства похожи на наши, дети лучше понимают их и избавляются от предрассудков.
  4. Хорошую детскую книжку можно читать ребенку вслух. Процесс совместного чтения способствует духовному общению родителей и детей, установлению взаимопонимания, близости, доверительности.  Книга объединяет поколения.
  5. Книги – помощники родителей в решении воспитательных задач. Они учат детей этике, заставляют размышлять о добре и зле, развивают способность к сопереживанию, помогают научиться входить в положение других людей.

       

  1. Книги придают силы и вдохновение. Они увлекают и развлекают. Они заставляют детей и взрослых смеяться и плакать. Они сокращают одиночество, приносят утешение и указывают выход из трудного положения.
  2. Чтение - самое доступное и полезное для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие. Книгу можно брать с собой, куда угодно. Ее можно бесплатно взять в библиотеке, и ей не нужна электросеть.

 

 

 

 

 

 

 

12.06.2014

10 заповедей для родителей

Об этих правилах полезно помнить всем родителям! раскрыть » / « свернуть
11.06.2014

Как бороться со страхами

Каждый человек когда-либо испытывал чувство страха. Страх является наиболее опасной из всех эмоций и присутствует на всех возрастных этапах развития личности. Многие страхи сохраняют свою силу и могут проявляться на протяжении всей жизни человека: от младенчества до старости. В то же время каждый возрастной этап развития имеет свою специфику переживания и проявления страхов. раскрыть » / « свернуть
10.06.2014

Жизнь без конфликтов

Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. 

раскрыть » / « свернуть

Разделы сайта