30 ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ О НАРКОТИКАХ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ, РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ
(противодействие наркомании, незаконному обороту наркотиков и связанным с ними правонарушениям, профилактика наркомании в молодежной среде)
ВНИМАНИЕ!
Получил предложение высокооплачиваемой работы в качестве курьера (минера, закладчика, кладмена, трафаретчика)?
ЗАДУМАЙСЯ! В данной рекламе может скрываться вовлечение в наркобизнес. Слова: легально, творческая работа, клады, фотоотчеты, безличные продажи, конфиденциальность – должны насторожить.
ЭТО УЛОВКИ НАРКОДИЛЕРОВ!
ДЛЯ НИХ ТЫ – РАСХОДНЫЙ МАТЕРИАЛ!
ОТВЕРГАЙ ПРЕДЛОЖЕНИЯ СОМНИТЕЛЬНОГО ЗАРАБОТКА! ВСЕ ОБЕЩАНИЯ – ЛОЖЬ!
ТАКАЯ РАБОТА – ЭТО ЛОВУШКА!
16-летний Сергей из Гомеля, 17-летний Максим из Минска….…. согласились на подобную работу. Задержаны. Осуждены. Отбывают наказание.
Связываясь с наркотиками, ты лишаешь себя будущего
и обрекаешь на страдания своих близких.
ЗАПОМНИ! Распространяешь наркотики – наказание неизбежно. Рано или поздно милиция найдет каждого наркодилера.
Действия, связанные со сбытом наркотиков, квалифицируются по частям 2-5 статьи 328 Уголовного кодекса Республики Беларусь и наказываются лишением свободы на срок от 5 до 25 лет. Ответственность наступает с 14 лет.
Министерство внутренних дел Республики Беларусь
1. Вопрос: Как развивается пристрастие к наркотикам?
Ответ: Пристрастие к наркотикам развивается двумя путями.
Первый путь - по неведению, в результате неправильного приема назначенного врачом наркотического вещества или самолечения по совету некомпетентных лиц.
Второй путь – сознательное употребление наркотиков, т.е. появляется желание испытать еще незнакомое острое ощущение, подражать тем, кто уже употребляет эти вещества, желание на время уйти от каких-либо тяжелых жизненных ситуаций; почувствовать состояние невесомости, блаженства.
2. Вопрос: Может ли возникнуть зависимость от наркотиков с первого раза?
Ответ: Да, может. Вы должны понимать, что недопустима даже однократная проба наркотика! Наркотики очень коварны. Иногда желание принять наркотик проявляется в сознании в замаскированном виде, как мысль: «А что, может быть, мне проверить себя, испытать силу воли?» Или мысль: «Только один раз - ведь я же перестал его принимать, не буду и теперь, только один раз попробую...». И болезнь из скрытой формы переходит в явную. Человек возобновляет прием наркотиков.
3. Вопрос: Какие наркотики существуют?
Ответ: Существует несколько классов наркотических веществ, различающихся по характеру и степени своего воздействия на организм человека. Наркотики – препараты растительного или искусственного происхождения. К ним относятся опий, морфий, героин, кокаин, гашиш, некоторые снотворные средства и др.
Некоторые наркоманы употребляют дозы наркотиков, в 10 раз превышающие допустимые для использования с лечебной целью. Со временем формируется психическая, а затем и физическая зависимость от наркотических веществ с неодолимым влечением к ним.
4. Вопрос. Как проявляется зависимость от наркотиков?
Ответ: в ходе потребления наркотиков у человека появляется зависимость, т.е. желание и необходимость их регулярного приема. Различают 2 вида зависимости:
психическая зависимость - это состояние, при котором чувство удовлетворения, вызываемое потреблением наркотиков, требует периодического повторения, чтобы испытать удовольствие или избежать дискомфорта. Проще говоря, в ходе осознанного потребления наркотиков человек привыкает получать удовольствие, либо «отключаться» от проблем, снимать напряжение, стресс и т.д.;
физическая зависимость - это состояние, когда прекращение приема какого-либо средства вызывает интенсивное физическое расстройство организма (абстинентный синдром). Иначе говоря, наступает момент, когда употребление наркотиков становится необходимым для деятельности центральной нервной системы и ряда внутренних органов, несмотря на нежелание их приема.
5. Вопрос: Как влияет на организм систематическое употребление наркотиков?
Ответ: систематическое употребление наркотиков приводит к резкому истощению организма, изменению обмена веществ, психологическим расстройствам, ухудшению памяти, появлению стойких бредовых идей, к проявлениям, подобным шизофрении, деградации личности, бесплодию. Общая деградация личности наступает в 15—20 раз быстрее, чем при злоупотреблении алкоголем. Лечить от наркомании очень сложно, лучший вариант – даже не пробовать наркотики.
6. Вопрос: Как проявляется физическая зависимость к наркотикам?
Ответ: Включение принимаемых наркотических препаратов в обмен веществ организма заставляет индивида физически невыносимо страдать в случае отсутствия очередной дозы наркотического средства, психотропного, сильнодействующего, одурманивающего или токсического вещества.
7. Вопрос. В каком возрасте чаще всего начинают употреблять наркотики?
Ответ: Наиболее критичный возраст, когда чаще всего употребляют или экспериментируют - 14 лет.
8. Вопрос: Как оценивает закон изготовление и распространение наркотиков?
Ответ: в Республике Беларусь потребление наркотиков не является наказуемым, однако сопутствующие этому деяния (хранение, приобретение и иные) попадают под действие Уголовного кодекса Республики Беларусь:
хищение наркотических средств, психотропных веществ либо прекурсоров с целью изготовления таких средств или веществ;
незаконный оборот наркотиков (изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка наркотических средств, психотропных веществ либо прекурсоров с целью изготовления таких средств или веществ) как с целью их сбыта, так и без цели сбыта;
посев или выращивание запрещенных к возделыванию растений и грибов с целью сбыта или изготовления наркотических средств;
нарушение правил обращения с наркотиками (правил производства, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, распределения, перевозки, пересылки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения наркотических средств или психотропных веществ либо веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, находящихся под специальным контролем, совершенное лицом, обязанным соблюдать указанные правила, повлекшее по неосторожности утрату или расхищение названных средств, веществ или предметов);
склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ;
организация либо содержание притонов для потребления наркотиков (т.е. предоставление помещений для потребления наркотических средств, психотропных веществ или других средств, вызывающих одурманивание, а также организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств, психотропных веществ или других средств, вызывающих одурманивание);
подделка рецептов с целью незаконного приобретения в аптеках наркосодержащих медпрепаратов.
9. Вопрос: Какие действия с наркотиками являются преступными?
Ответ: Статьи Уголовного Кодекса Республики Беларусь, регламентирующие ответственность за:
Статья 327. Хищение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров
Примечание:
1. Под наркотическими средствами, психотропными веществами и их прекурсорами в статьях настоящего Кодекса понимаются средства и вещества, а также препараты, их содержащие, включенные в Республиканский перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих государственному контролю в Республике Беларусь, за исключением перечисленных в таблице 2 «Химические вещества, которые могут быть использованы в процессе изготовления наркотических средств или психотропных веществ» списка прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ данного Перечня.
2. Под особо опасными наркотическими средствами или психотропными веществами в статьях настоящего Кодекса понимаются средства или вещества, включенные в список особо опасных наркотических средств и психотропных веществ, не используемых в медицинских целях, или список особо опасных наркотических средств и психотропных веществ, разрешенных к контролируемому обороту, указанного Перечня.
Статья 328. Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров
Примечание.
Лицо, добровольно сдавшее наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры и активно способствовавшее раскрытию или пресечению преступления, связанного с незаконным оборотом этих средств, веществ, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем, освобождается от уголовной ответственности за данное преступление.
Статья 329. Посев или выращивание запрещенных к возделыванию растений и грибов, содержащих наркотические средства или психотропные вещества
Статья 330. Нарушение правил обращения с наркотическими средствами, психотропными веществами и их прекурсорами
Статья 331. Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ
Статья 332. Организация либо содержание притонов для потребления наркотических или иных одурманивающих средств
10. Вопрос. Какое наказание предусмотрено законодательством Республики Беларусь в сфере незаконного оборота наркотиков?
Ответ: За преступления в сфере незаконного оборота наркотиков применяется широкий спектр основных наказаний:
штраф;
арест (санкции до шести месяцев);
исправительные работы (санкции до двух лет);
ограничение свободы (санкции до пяти лет);
лишение свободы (санкции от двух до пятнадцати лет).
11. Вопрос. Каковы признаки наркотического опьянения?
Ответ. В условиях широкого распространения наркомании каждому современному человеку не только полезно, но и необходимо знать признаки наркотического опьянения, чтобы вовремя обнаружить их у кого-либо из окружающих. Это позволит более правильно оценивать таких людей и более рационально строить с ними отношения (к примеру, решая такой вопрос: можно ли доверять данному человеку?). Особенно необходимо это знание учителям и родителям.
Неожиданные изменения направленности интересов
подростка и круга его общения, не связанные с объективными причинами (переходом в другую школу, переездом в другую местность) в сочетании с появлением друзей или подруг, о которых вы ранее не знали.
Странные особенности поведения: периодически и без видимых причин чрезмерная возбужденность или заторможенность, агрессивность или пассивность, колебания настроения.
Изменения внешнего облика: возросшая неряшливость, непонятный запах от одежды, волос, кожи лица, рук, изо рта. Особенно выдают человека, который употребляет наркотики, глаза: их блеск или затуманенность, суженные зрачки, мало реагирующие на изменение освещенности.
Появление у подростков различных предметов, которых вы ранее не видели: упаковки от таблеток; ампулы; кусочки фольги; чайная ложечка в его вещах или чужие чайные ложечки в доме, обычно с закопченной внешней стороной; а также носимые с собой предметы, которые могут быть использованы в качестве жгута (резинка, провод, пояс, ремень и т.д.); кусочки каких-то растений.
Признаки «лекарственной» заинтересованности подростков: исчезновение из домашней аптечки некоторых препаратов (димедрол, тазепам и т.д.), а также повышенный интерес к средствам бытовой химии (разного рода клеи, бензин, ацетон и др.); признаками наркотической заинтересованности подростка являются также появляющиеся в его речи специфические слова, список которых приводится ниже. Появление таких слов в речи ребенка, подростка, в частности, в его разговорах с товарищами, должно настораживать взрослых.
12. Вопрос: Что делать если у учащегося проявляются признаки наркотического опьянения?
Ответ: Оказать своевременную помощь
Действия при признаках наркотического опьянения у учащегося:
Удалить учащегося из учебного класса, изолировать от учащихся учебной группы.
Немедленно поставить в известность руководителя учреждения образования и родителей.
Связаться с инспектором по делам несовершеннолетних местного отдела внутренних дел.
Важно корректно обращаться с учащимся, так как, возможно, ему/ей необходима поддержка и понимание взрослого и помощь специалиста.
При признаках передозировки наркотиков необходимо:
Вызвать скорую помощь.
Повернуть на бок.
Очистить дыхательные пути.
Следить за состоянием дыхания.
При частоте дыхательных движений меньше 8-10 в минуту произвести искусственное дыхание.
13. Вопрос: Как защитить детей от наркомании?
Ответ: Быть внимательными к ним, разделять и понимать их интерес.
УВАЖАЕМЫЕ ЗАКОННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ!
Наркомания — это проблема нынешнего поколения. Помните, что отношение детей к проблеме наркотиков в немалой степени зависит от ваших с ними взаимоотношений. Доброжелательность и поддержка семьи помогают воспитать в детях чувство собственного достоинства, уверенности в себе и способность отстоять свое мнение. Лучшим иммунитетом к наркотикам является оптимистическая, активная, целеустремленная и конструктивная жизненная позиция.
Больше говорите с детьми
Слушайте их
Будьте тверды и последовательны
Поставьте себя на их место
Расскажите им о себе
Формируйте у детей ясные представления о добре и зле
Рассказывайте им о вреде наркотиков
Помогайте им ставить перед собой конкретные цели
Будьте примером
Делайте что-нибудь вместе
Будьте с ними
Основные правила воспитания личности, независимой от наркотиков
Создавайте в своей семье атмосферу любви и доверия, чтобы ребенок мог обратиться к Вам за помощью.
Содействуйте укреплению чувства самоуважения и адекватной самооценки у ребенка. Дети с адекватной самооценкой с меньшей вероятностью могут стать жертвами наркомании.
Определите ясные и справедливые правила жизни, будьте последовательны в договоренностях. Противоречивые и несправедливые требования родителей часто приносят боль ребенку и подталкивают к поискам «обезболивания».
Поддержка, похвала и конструктивная критика дают значительно больше, чем наказание или постоянные придирки. Наказания, несправедливые обвинения, упреки, оскорбления отталкивают от вас ребенка.
Содействуйте инициативе, самостоятельности ребенка. Возлагайте на него посильную ответственность за поступки, жизнь и здоровье.
Содействуйте разнообразию контактов и интересов ребенка (друзья, спортивные секции, общественные молодежные организации, хобби). Насыщенная жизнь, творческая деятельность ребенка позволит ему мечтать, общаться, радоваться своим успехам.
14. Вопрос. Имеет ли право представитель учебного заведения проводить осмотр личных вещей обучающегося при подозрении хранения наркотических веществ?
Ответ: Нет. Необходимо сообщить в милицию или в следственный комитет.
15. Вопрос. Какие самые распространенные психотропные вещества на данный момент популярны в молодежной среде? И как снизить доступность таких веществ?
Ответ: Сейчас самые распространенные – это амфетамин, так называемые спайсы и опий.
16. Вопрос. Может ли вызвать наркотическую зависимость частое употребление энергетических напитков?
Ответ: Может быть зависимость от энергетических напитков, но она – не наркотическая.
17. Вопрос. Какова мотивация отказа от употребления наркотиков?
Ответ: Наиболее эффективная мотивация персональная, индивидуальная. Лучше установить в процессе общения наркопотребителя со специалистом. Акцент делается на связи имеющихся нарушений со стороны здоровья или социальных проблем на связи со специалистом.
18. Вопрос. Как поступить, если подозреваешь, что учащийся употребляет наркотики?
Ответ. Понаблюдать, отметить изменения в поведении. Побеседовать с друзьями и др. близкими. В корректной форме проинформировать законных представителей, посоветовать им как себя вести:
- Не читайте мораль и ни в коем случае не угрожайте и не наказывайте его
- Поддержите Вашего ребенка, проявив понимание и заботу
- Не пытайтесь справиться с бедой сами – обратитесь к специалистам
19. Вопрос. Как корректно поставить в известность родителей об употреблении наркотических средств их ребенком?
Ответ: Желательно направить родителей на консультацию к врачу наркологу.
20. Вопрос. Как родителям объяснить ребенку, что он будет подвергнут тест-проверке при малейшем подозрении на употребление наркотиков?
Ответ. Тест-проверка – это не недоверие. В разумных пределах контролировать действия своего ребенка – законное право и обязанность родителей.
21. Вопрос. Если родители совершеннолетнего отказываются лечить его, боятся обратиться к наркологу за помощью, а у человека, по всей видимости, уже зависимость?
Ответ: Выяснить, желает ли сам совершеннолетний. Необходимо работать с ним. Согласие родителей не требуется
22.Вопрос. Что необходимо делать для повышения эффективности работы по профилактике наркозависимости среди учащихся?
Ответ. Отдавать предпочтение тем методам профилактики, которые доказали свою эффективность.
Проводить постоянный мониторинг употребления ПАВ в учебных учреждениях с использованием единых стандартизированных методик и, используя данные мониторинга, оценивать эффективность профилактических интервенций;
Организовать обучение специалистов (педагогов, психологов, медицинских работников) методам проведения профилактической работы;
Разработать научно обоснованные стандартизированные программы профилактики, состоящие из цикла тренинговых занятий и провести обучение специалистов проведению этих программ.
23. Вопрос: Подскажите, пожалуйста, с чего начинать профилактику наркомании с подростками (молодыми людьми?)
Ответ: Традиционно профилактика делиться на три уровня: первичную, вторичную и третичную профилактику. Первичная профилактика определяется как мероприятия, направленные на предупреждение начала употребления психоактивных веществ или увеличение возраста начала их употребления. Вторичная профилактика включает мероприятия по предотвращению проблемного употребления психоактивных веществ (ПАВ) на ранних стадиях их употребления с целью уменьшения степени повреждений у индивидуума. Третичная профилактика направлена на прерывание зависимости и минимизацию проблем при злоупотреблении ПАВ. Данный вид профилактики имеет целью помочь индивидууму достигнуть и поддерживать улучшенный уровень функционирования и здоровья. В понятие третичной профилактики включены реабилитация и предотвращение рецидивов. Третичная профилактика и лечение лиц с зависимостью являются близкими вмешательствами, в связи с этим истинно профилактические вмешательства правильнее было бы рассматривать только как первичную и вторичную профилактику.
24. Вопрос: Существуют ли эффективные профилактические программы?
Ответ: В течение последних двух десятилетий были также сформулированы основные принципы построения эффективных профилактических программ, к числу этих принципов относят следующие:
1. Профилактическая работа должна быть построена таким образом, чтобы усиливать “защитные факторы” и способствовать ликвидации или уменьшению известных “факторов риска”.
2. Профилактическая работа должна быть нацелена на все формы злоупотребления психоактивными веществами, включая употребление табака и алкоголя.
3. Профилактическая работа должна включать:
- обучение навыкам отказа от наркотиков в ситуациях, когда их предлагают;
- меры по усилению личных убеждений против применения наркотиков и негативного отношения к употреблению наркотиков;
- обучение социальным навыкам (коммуникабельности, уверенности в себе, самоуважению и эффективному взаимодействию с окружающими – как со сверстниками, так и со взрослыми).
4. В профилактической работе для подростков предпочтение должно отдаваться интерактивным способам обучения (например – моделированию ситуаций, ролевым играм, дискуссиям, обратной связи и т.д.), а не дидактическим информационно-образовательным методам.
5. Профилактическая работа должна вестись с родителями (например, по информированию о наркотиках и их неблагоприятных эффектах), что создает возможность внутрисемейных обсуждений, посвященных разрешенным и запрещенным законом препаратам, и способствует выработке четкой тактики в отношении их использования в самих семьях.
6. Профилактическая работа должна быть долгосрочной, предусматривать повторяющееся воздействие для укрепления первоначального профилактического эффекта.
7. Профилактическая работа должна соответствовать возрастным категориям учащихся.
8. Профилактическая работа, направленная на семью, имеет больший эффект, чем стратегии, направленные только на родителей или только на детей.
Необходимо выбрать подходы и эффективно их комбинировать.
Основные подходы профилактической работы:
Предоставление информации: знания о негативных последствиях наркопотребления. Стратегия запугивания, сознательного вызывания страха не всегда эффективна, так как срабатывает психологический механизм вытеснения, негативная информация стирается из памяти.
Эмоциональное обучение: преодоление эмоциональных и личных проблем, повышение коммуникативной компетентности, работа с низкой самооценкой, неразвитой способностью к сопереживанию (эмпатией), «запретом на эмоции».
Поведенческий подход: формирование жизненных навыков и умений противостоять употреблению наркотиков, повышение устойчивости к негативным социальным влияниям и индивидуальной компетентности.
Предоставление альтернативы: развитие альтернативных социальных программ, где молодежь может реализовать стремление к риску, поведенческую и творческую активность (организованный досуг, клубы, путешествия, подходы, творчество, спорт).
Укрепление здоровья: сочетание личного выбора и социальной ответственности за собственное здоровье, обучение здоровому жизненному стилю.
25. Вопрос: Какие методы наиболее эффективны в ходе профилактической работы?
Ответ: Интерактивные, т.е. диалоговые методы обучения. Интерактивные методы помогают обсудить в группе актуальные вопросы, обменяться мнениями и опытом, совместно найти решение, выработать новые модели поведения.
Ролевая игра. Участники моделируют проблемную ситуацию, играют роли, находят эффективный способ решения проблемы, анализируют разнообразные модели поведения, осознают свои чувства и мотивы поступков.
Анализ жизненных ситуаций. Участники диагностируют и анализируют проблемные ситуации, предлагают способы решения, оценивают предпринятые действия и их последствия.
Мозговой штурм. Поощрение креативного мышления, генерация идей без анализа, обсуждения и оценок. Правила проведения: отсутствие критики, поощрение всех идей, равноправие участников, свобода ассоциаций, запись всех идей словами участников без уточнений и изменений, время на обдумывание идей в завершении.
Дискуссия. Свободный обмен знаниями, идеями, мнениями по определенной теме. Необходимо определить временные рамки, вопрос обсуждения, цель, достичь консенсуса, выработать рекомендации, рассмотреть предмет с разных точек зрения, обеспечить безопасную атмосферу, возможность высказаться каждому участнику, подвести итог.
Интерактивная игра. Организованное социальное взаимодействие участников, изменение индивидуальной модели поведения, приобретение нового опыта, понимания и отношения, возможность анализа действий.
26. Вопрос: Как организована работа Республиканского общественного объединения «Матери против наркотиков»?
Ответ: С 2000 года организовано оказание профессиональной консультативной психологической помощи в офисе РОО «Матери против наркотиков» наркозависимым и их близким, а также в офисах региональных отделений. РОО «Матери против наркотиков» выигран Грант «Профилактика и лечение ВИЧ/СПИДа в Республике Беларусь и осуществляется обучение профессии, организуются группы самопомощи, вносятся изменения в законодательство по наказанию впервые задержанных за хранение наркотических средств, разрабатываются гранты для реабилитационных центров, проводится первичная профилактика наркомании в учреждениях образования.
На базе РОО «Матери против наркотиков» с 2000 года создана первая в стране телефонная «горячая линия» по проблеме наркомании и ВИЧ/СПИДа. Горячие линии функционируют и в региональных отделениях Создан первый сайт по проблеме наркомании (www.narkotiki.by)
27. Вопрос. Куда обратиться, если Вы столкнулись с проблемами наркомании и алкоголизма?
Ответ: Если Вы или Ваши родные, близкие, знакомые столкнулись с проблемами наркомании или алкоголизма, Вам следует обратиться к врачу-наркологу по месту Вашего жительства. Он сможет предоставить Вам всю необходимую информацию о государственных и коммерческих организациях здравоохранения, оказывающих помощь в лечении данных заболеваний.
В Министерстве внутренних дел существует специальное подразделение – управление по наркоконтролю и противодействию торговле людьми. В каждом органе внутренних дел работают сотрудники, осуществляющие борьбу с наркоманией и наркопреступностью. В случае, если Вы или Ваши родные, близкие, знакомые столкнулись с проблемой наркомании или владеете информацией о лицах, совершающих преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, предлагаем сообщить по телефону:
Брестская область: 8 (0162) 45 06 00
Витебская область: 8 (0212) 24 78 15
Гомельская область: 8 (0232) 70 40 13
Гродненская область: 8 (0152) 79 73 83
Минская область: 8 (017) 229 06 08
Могилевская область: 8 (0222) 29 80 87
Город Минск: 8 (017) 229 47 94
Министерство внутренних дел: 8 (017) 218 71 69
Более подробно о противодействии наркомании и наркопреступности Вы можете прочитать здесь ( http://mvd.gov.by )
29. Вопрос. Куда обратиться, по вопросу получения лечения при наркомании и алкоголизме в Могилевской области?
Республиканская горячая линия 8-801-100-18-18
Республиканский центр Министерства здравоохранения
8 (017) 289- 88-33 (с 11.00 до 20.00)
Могилевская область 8 (0222) 28-65-01.
Лечение в государственных организациях здравоохранения
г.Могилев Областная психиатрическая больница
пр. Витебский, д.70 (8 0222)46-10-49
Могилевский областной наркологический диспансер
4-й п. Мечникова, д.17 (8 0222) 24-82-76
30. Много полезной информации содержат следующие сайты:
Детский правовой сайт http://mir.pravo.by
Сайт Министерства внутренних дел http://mvd.gov.by
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь http://pravo.by
Банк законов. Юридический портал http://www.bankzakonov.com
«Консультант-Плюс»
Национальный центр правовой информации Республики Беларусь http://ncpi.gov.by
Программы снижения вреда, вызванного употреблением наркотиков, в Беларуси http://www.hfbelams.info
Общественное объединение «Республика против наркотиков» http://www.nodrug.by
РОО «Матери против наркотиков» http://www.narkotiki.by
раскрыть » / « свернуть