Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Об учреждении

 УСТАВ

государственного учреждения образования

«Забелышинская средняя школа»

 

СТАТУТ

дзяржаўнай установы адукацыі

«Забялышынская сярэдняя школа»

 

 Глава I

Общие положения

1. Государственное учреждение образования «Забелышинская средняя школа» создано на основании решения Хотимского районного исполнительного комитета и зарегистрировано в Едином государственном регистре  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 790670371.

Настоящий Устав государственного учреждения образования «Забелышинская средняя школа» (далее – Устав) является новой редакцией Устава государственного учреждения образования «Забелышинская средняя школа».

Государственное учреждение образования «Забелышинская средняя школа» (далее – Школа) является учреждением общего среднего образования и компонентом системы образования Республики Беларусь.

2. Школа – учреждение общего среднего образования, функционирующее в составе I-XI классов, в котором осуществляются обучение и воспитание на I, II и III ступенях общего среднего образования.

Тип учреждения образования – учреждение общего среднего образования, вид – средняя школа.

3. Наименование Школы:

на русском языке:

полное – государственное учреждение образования «Забелышинская средняя школа»;

сокращенное – Забелышинская средняя школа;

на белорусском языке:

полное – дзяржаўная ўстанова адукацыi «Забялышынская сярэдняя школа»;

сокращенное –Забялышынская сярэдняя школа

4. Место нахождения Школы: 213672, Республика Беларусь, аг. Забелышин, ул. Советская, д.56-а.

5. Учредителем и собственником Школы является Хотимский районный исполнительный комитет (далее – Учредитель).

Органом, уполномоченным регулировать деятельность и управлять имуществом Школы, является отдел по образованию Хотимского районного исполнительного комитета (далее – Уполномоченный орган).

6. Школа является юридическим лицом, некоммерческой организацией, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием, штампы и бланки.

7. Школа является бюджетной организацией, финансируется из средств бюджета на основе бюджетной сметы, бухгалтерский учет ведется в соответствии с планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным в установленном порядке для бюджетных организаций.

8. Контроль за обеспечением качества образования осуществляется Учредителем, Уполномоченным органом и иными уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством.

9. Школа осуществляет свою деятельность в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, настоящим Уставом и (или) иными актами законодательства.

10. Школа распоряжается по своим обязательствам находящимися в ее распоряжении денежными средствами.

11. Школа не вправе выступать гарантом или поручителем третьих лиц негосударственной формы собственности (в том числе доли          (акции) в уставных фондах которых находятся в государственной собственности) и физических лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей) по исполнению этими лицами своих обязательств по возврату кредитов, предоставленных банками и небанковскими организациями.

12. В Школе не допускается создание и деятельность политических партий, иных общественных организаций, преследующих            политические цели, а также создание и анонимная или другая, противоречащая законодательству, деятельность религиозных организаций.

13. Школа в вопросах воспитания, на основании письменных заявлений учащихся (законных представителей несовершеннолетних учащихся), во внеучебное время может взаимодействовать с зарегистрированными религиозными организациями с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа.

 

ГЛАВА II

ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ

 

14. Предметом деятельности Школы является реализация образовательных программ общего среднего образования, образовательных программ специального образования, образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи, образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих), программы воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении.

15. Основной целью Школы является создание условий для реализации конституционного права граждан на образование, освоение учащимися содержания образовательных программ и формирование необходимых знаний, умений, навыков, интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие личности учащихся, формирование готовности к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования, воспитание гражданинаРеспублики Беларусь, любви к Родине, семье, уважение прав и свобод человека.

16. Основными задачами Школы являются:

развитие личности учащихся, их способностей и склонностей;

создание условий, необходимых и достаточных для реализации творческого потенциала личности учащихся;

проведение научно-методической работы, направленной на совершенствование образовательного процесса;

организация образовательного процесса с использованием современных научно-технических средств;

формирование у учащихся высоких духовно-нравственных ценностей, здорового образа жизни, гражданственности, патриотизма, ответственности, трудолюбия;

формирование эстетической и экологической культуры;

издание учебных и учебно-методических пособий;

проведение работы по взаимодействию с другими учреждениями образования, в том числе зарубежными, с целью использования накопленного прогрессивного опыта организации процессов обучения и воспитания;

оказание содействия учащимся в овладении ценностями и навыками здорового образа жизни;

создание условий для саморазвития личности учащихся;

нравственное воспитание, направленное на приобщение учащегося к общечеловеческим и национальным ценностям.

 

ГЛАВА III

ФУНКЦИИ

 

17. Для достижения поставленных задач Школа осуществляет следующие основные функции:

реализация образовательных программ общего среднего образования, специального образования на уровне общего среднего образования;

реализация программы воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении;

создание условий для воспитания, обучения и развития учащихся, их социализации;

создание условий для формирования основ патриотизма и национального самосознания, приобщения к общечеловеческим ценностям;

создание безопасных условий при организации образовательного процесса;

охрана здоровья учащихся, защита их прав;

создание условий для полноценного физического развития учащихся на основе привития навыков здорового образа жизни;

обеспечение социально-педагогической поддержки учащихся и оказание им психологической помощи;

обеспечение возможности своевременного и полноценного перехода на следующую ступень образования;

создание условий для повышения квалификации и проявления творческой инициативы педагогических работников;

создание условий для обеспечения качества предоставляемых образовательных услуг, в том числе на платной основе.

 

ГЛАВА IV

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

 

18. Школа в соответствии с законодательством имеет право:        

осуществлять образовательную деятельность;

формировать структуру и штатное расписание учреждения общего среднего образования;

участвовать в экспериментальной и инновационной деятельности в порядке, предусмотренном законодательством;

осуществлять международное сотрудничество в сфере дошкольного образования, общего среднего образования;

планировать деятельность и определять стратегию своего развития;

принимать необходимые решения по вопросам, не относящимся к компетенции вышестоящих органов, и осуществлять действия, не противоречащие законодательству;

развивать и совершенствовать свою организационную структуру;

заключать от своего имени договоры;

осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии с законодательством;

осуществлять иные права в соответствии с законодательством, распорядительными документами Учредителя и настоящим Уставом.

Педагогические работники не вправе оказывать платные консультативные услуги по отдельным учебным предметам, модулям, учебным дисциплинам, образовательным областям, темам, в том числе помощь в подготовке к вступительным испытаниям (репетиторство), обучающимся, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.

19. Школа обязана:

осуществлять образовательный процесс в соответствии с требованиями образовательных стандартов общего среднего образования, учебно-программной документации образовательной программы общего среднего образования, настоящего Устава;

обеспечивать качество образования;

разрабатывать и утверждать в установленном порядке структурные элементы научно-методического обеспечения соответствующего образования, его совершенствование;

осуществлять материально-техническое обеспечение образовательного процесса в соответствии с установлен­ными санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами;

создавать безопасные условия при организации образовательного процесса;

осуществлять меры социальной защиты учащихся;

создавать необходимые условия для организации питания и медицинской помощи учащихся;

знакомить законных представителей несовершеннолетних при зачислении в Школу со свидетельством о государственной регистрации, настоящим Уставом, сертификатами о государственной аккредитации, а по их требованию – и с учебно-программной документацией;

оказывать содействие уполномоченным государственным органам в проведении контроля за обеспечением качества общего среднего образования;

руководствоваться в своей деятельности законодательством, распорядительными документами Учредителя, Уполномоченного органа и настоящим Уставом;

осуществлять финансово-хозяйственную деятельность для выполнения задач и функций Школы;

выполнять иные обязанности в соответствии с законодательством, распорядительными документами Учредителя и настоящим Уставом.

 

ГЛАВА V

УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

20. Участниками образовательного процесса в Школе являются учащиеся, педагогические работники, законные представители несовершеннолетних учащихся.

21. В Школу принимаются дети, проживающие на территории, закрепленной за Школой решением Хотимского районного исполнительного комитета.

Дети, не проживающие на данной территории, могут быть приняты в Школу при наличии свободных мест.

22. Права и обязанности участников образовательного процесса определены Кодексом об образовании Республики Беларусь и иными актами законодательства.

 

ГЛАВА VI

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

23. Общее среднее образование включает в себя три ступени:

I ступень – начальное образование (I– IV классы);

II ступень – базовое образование (V– IX классы);

III ступень – среднее образование (X–XI классы).

I и II ступени общего среднего образования составляют общее базовое образование.

I, II и III ступени общего среднего образования составляют общее среднее образование.

24. Форма получения образования в Школе – дневная.

25. Обучение в Школе осуществляется на одном из государственных языков.

Обязательным для учащихся является изучение белорусского, русского, английского или немецкого языков, за исключением отдельных категорий лиц с особенностями психофизического развития.

Категории лиц с особенностями психофизического развития и порядок изучения ими языков определяются Министерством образования Республики Беларусь.

От изучения белорусского или русского языка могут быть также освобождены иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие или временно проживающие в Республике Беларусь.

Порядок изучения белорусского и русского языков иностранными гражданами и лицами без гражданства, временно пребывающими или временно проживающими в Республике Беларусь, определяется Министерством образования Республики Беларусь.

26. В соответствии с законодательством в Школе могут создаваться:

профильные классы;

классы профессиональной направленности;

специализированные по спорту классы;

классы интегрированного обучения и воспитания;

пункты коррекционно-педагогической помощи.

27. В Школе для оказания помощи семье в обучении и воспитании учащихся, создания условий для развития творческих способностей учащихся могут открываться группы продленного дня в соответствии с требованиями законодательства.

28. Порядок организации получения общего среднего образования на дому определяется Министерством образования Республики Беларусь по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

29. Организация образовательного и воспитательного процесса в Школе осуществляется в соответствии с законодательными актами и иными актами законодательства.

 

ГЛАВА VII

РУКОВОДСТВО

 

30. Управление Школой осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства, настоящим Уставом и строится на сочетании принципов единоначалия и самоуправления.

31. К исключительной компетенции Учредителя относится:

принятие решения о создании, реорганизации и ликвидации Школы;

утверждение Устава Школы, изменений, вносимых в Устав Школы;

определение предмета, целей и задач деятельности Школы;

осуществление функций контроля за использованием и сохранностью имущества.

Учредитель реализует иные права и обязанности, установленные законодательством и настоящим Уставом.

32. Непосредственное руководство Школой осуществляет директор (далее – Руководитель), который назначается на должность и освобождается от должности Уполномоченным органом.

33. Руководитель Школы:

возглавляет Школу, руководит ее работой, обеспечивает взаимодействие с заинтересованными лицами;

действует от имени Школы без доверенности и несет персональную ответственность за результаты ее деятельности;

самостоятельно решает вопросы, связанные с деятельностью Школы, за исключением вопросов, отнесенных законодательством к компетенции Учредителя;

представляет интересы Школы в государственных органах, органах местного управления и самоуправления, в организациях, объединениях, фондах, в отношениях с другими юридическими лицами, их филиалами и представительствами, физическими лицами, а также в отношениях с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных и международных юридических лиц (организаций, не являющихся юридическими лицами);

распоряжается имуществом Школы в порядке, установленном законодательством, Учредителем, несет персональную ответственность за сохранность имущества Школы и его эффективное, целевое использование;

заключает, исполняет, прекращает и подписывает от Школы договоры в соответствии с законодательством;

выдает доверенности;

по согласованию с Уполномоченным органом утверждает структуру, штатное расписание в пределах штатной численности, установленной Учредителем;

принимает решения, вытекающие из трудовых и связанных с ними отношений;

организует управление учебной, воспитательной, научно-методической работой сотрудников Школы;

руководит работой по интеграции Школы в международное образовательное и научное сообщество;

нанимает и увольняет работников в соответствии с законодательством о труде и условиями трудовых договоров (контрактов);

издает приказы, дает устные и письменные указания, обязательные для исполнения всеми работниками Школы;

в соответствии с законодательством и правилами внутреннего трудового распорядка применяет меры поощрения или дисциплинарного взыскания к работникам Школы;

выступает стороной от лица нанимателя в коллективных договорах с работниками Школы;

имеет иные полномочия в соответствии с законодательством, распорядительными документами Учредителя, Уполномоченного органа и настоящим Уставом.

34. Органом самоуправления Школы является педагогический совет, который решает основные вопросы деятельности Школы в соответствии с законодательством.

35. В Школе могут создаваться иные органы самоуправления (совет школы, попечительский совет, родительский комитет, совет по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, ученический совет и др.), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством, настоящим Уставом Школы.

 

ГЛАВА VIII

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ. СВЯЗИ

 

36. Школа строит отношения с семьей по вопросам воспитания и обучения учащихся на принципах сотрудничества.

37. Школа взаимодействует с учреждениями среднего, профессионального, высшего, дополнительного образования, учреждениями здравоохранения, культуры, спорта, юридическими и физическими лицами; поддерживает деятельность детских общественных организаций (объединений), которая не противоречит законодательству.

38. Школа осуществляет международное сотрудничество в области образовательной, культурной и иной деятельности в соответствии с законодательством, международными договорами Республики Беларусь.

39. Школа осуществляет международное сотрудничество путем:

установления сотрудничества с международными организациями, иностранными физическими и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в сфере образования и культуры, в том числе по обмену технологиями обучения, программами, опытом организации образовательного процесса;

участия в международных фестивалях, конкурсах, конференциях, стажировках и другое.

40. Школа может взаимодействовать в вопросах воспитания с зарегистрированными религиозными организациями с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа на основании письменных заявлений законных представителей учащихся.

Школа может осуществлять взаимодействие с Учредителем и Уполномоченным органом. Порядок, условия, содержание и формы этого взаимодействия определяются законодательством.

 

ГЛАВА IX

ПРОИЗВОДСТВЕННО - ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

41. Школа по согласованию с Учредителем планирует свою финансово-хозяйственную деятельность.

42. Финансирование Школы осуществляется за счет:

средств бюджета;

средств, полученных от внебюджетной деятельности;

безвозмездной (спонсорской) помощи, благотворительных взносов, пожертвований юридических и физических лиц;

иных источников, не запрещенных законодательством.

43. Для осуществления бухгалтерского учета результатов своей работы Школа ведет статистическую и иную отчетность в соответствии с действующим законодательством.

44. Школа имеет право осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии с актами законодательства. Средства, полученные от приносящей доходы деятельности, расходуются в соответствии с актами законодательства. Приобретенное за счет приносящей доходы деятельности имущество поступает в самостоятельное распоряжение Школы и учитывается на отдельном балансе в порядке, предусмотренном законодательством.

45. Приносящая доходы деятельность при оказании Школой платных услуг, в том числе путем реализации образовательных программ на платной основе, осуществляется в соответствии с законодательством.

 

ГЛАВА Х

ИМУЩЕСТВО И СРЕДСТВА

 

46. Органом, уполномоченным управлять имуществом Школы, является Уполномоченный орган.

47. Имущество Школы составляют основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается в балансе Школы.

48. Школа в отношении закрепленного за ней имущества осуществляет в пределах, установленных законодательством, Учредителем, в соответствии с целями деятельности, заданиями Учредителя и назначением имущества, право владения, пользования и распоряжения им.

49. Школа распоряжается закрепленным за ней имуществом, в том числе имуществом, приобретенным за счет средств, полученных от внебюджетной деятельности, в порядке, установленном законодатель­ством. Учредитель вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество, закрепленное за Школой, и распорядиться им по своему усмотрению.

50. Контроль за использованием и сохранностью имущества, принадлежащего Школе, осуществляется государственными органами Республики Беларусь, уполномоченными в установленном порядке.

 

ГЛАВА XI

КОНТРОЛЬ И ПРОВЕРКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

51. Проверка деятельности Школы осуществляется в порядке, установленном законодательством.

52. Школа осуществляет оперативный, статистический учет, представляет в установленном порядке статистическую отчетность, а также оперативную информацию об образовательной, финансово-хозяйственной, медицинской и иной деятельности Учредителю, Уполномоченному органу.

53. 3а нарушение порядка представления данных государственной отчетности должностные лица Школы несут ответственность в порядке, установленном законодательством.

54. Прохождение аттестации и государственной аккредитации (подтверждения аккредитации) Школой осуществляется в порядке, установленном законодательством.

ГЛАВА XII

РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ

 

55. Ликвидация и реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование), внесение изменений в настоящий Устав Школы могут быть осуществлены по решению Учредителя и в других случаях, предусмотренных законодательством.

56. Реорганизация и ликвидация Школы осуществляется в порядке, установленном законодательством.

 

 

 

 

 Государственное учреждение образования 

«Забелышинская средняя школа»      

Структура

Директор

РОМАНОВСКАЯ

Наталья Александровна

 

Заместитель директора по УВР

ПОПРАВКО

Дарья Петровна

Заведующий хозяйством

ПОХОМОВ

Александр Николаевич

 

Учителя - предметники

Педагог социальный

 

Педагог – организатор

 

Руководитель по военно-патриотическому воспитанию

 

Технический обслуживающий персонал

Режим работы 

НАЧАЛО РАБОТЫ

08. 00

ПЕРЕРЫВ НА ОБЕД

13. 00 - 14. 00

ОКОНЧАНИЕ РАБОТЫ

 

17. 00

СУББОТА

8.00 – 14.00

ВЫХОДНОЙ ДЕНЬ

ВОСКРЕСЕНЬЕ

ТЕЛЕФОН ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ   802247-73-7-87

Сентябрь 2021 года стал юбилейным для ГУО «Забелышинская средняя школа». Школе исполнилось 150 лет. Забелышинская средняя школа является одним из старейших учебных заведений на территории Хотимского района.

В середине XIX в. Хотимщина была глухим уголком Российской империи, где господствовали отсталость и нищета. Культурная жизнь здесь почти полностью отсутствовала. В среднем только 6 человек из 100 умели читать и писать. Главной «наукой» для крестьянских детей была наука труда. Желая преодолеть хозяйственную отсталость России и предотвратить крестьянское восстание против крепостного права, российский император Александр 11 вынужден был пойти на проведение реформ.

Одной из которых стала реформа народного образования 1863 — 1864гг.

В июле 1864г. Был принят Устав по начальному образованию, который разрешал открытие «за счёт самого общества» трёхгодичных народных училищ для детей «всех сословий». В этих школах предусматривалось «укрепить религиозные и нравственные понятия, дать основу полезного знания».

На основании этого указа 1 сентября 1871г. Забелышинское народное училище приняло первых учеников. Размещалось оно в общественном здании. На его обеспечение отпускалось 100 руб. из государственных средств и 100 руб., которые собирались с местного населения. Первым учителем был Андрей Арсентьевич Залесский, окончивший курс Могилёвской духовной семинарии. Ему платили 150 рублей в год, жил учитель на квартире при школе.

Закон Божий в училище преподавал протоиерей Фёдор Николаевич Горанский, окончивший Смоленскую духовную семинарию. Ему платили 25 рублей в год.

Большое внимание народному училищу деревни Забелышин уделял местный помещик Николай Константинович Гюббенет. Посещая занятия он всегда задавал учащимся задачу. Если никто её не мог решить, то он приказывал решить её самому учителю на доске.

Кроме этого Н.К.Гюббенет оказал благодеяние весьма важное для жителей Забелышинского прихода, устроив две школы в своем имении ф.Ярошовка и в. д. Буда. Отец Федор пишет «Желание построить школу для детей, живущих в самом фольварке и вблизи него возникло у господина Гюббенета возникло еще в 1879 году после приобретения Ярошевки, но осуществить его не мог, потому что жил в Петербурге. Переехав на жительство в свое имение, он приступил к осуществлению задуманного. К счастью и благу родителей и детей, последовало Высочайшее повеление открывать школы не только при церквях, но и по деревням. На основании этого землевладелец устроил, ничего не жалея, уже не школу какую-нибудь, превосходную и громадную школу. Местность для нее была выбрана самая удачная во всех отношениях. Школа построена в саду, здание устроено прочно, красиво и приспособлено для учебы так, что лучше и желать. Огромный класс, человек на 60, светлый, с высоким потолком. Внутри класса все на месте, и ни в чем нет недостатка: икона св.Николая в золоченной ризе, скамьи со вставленными чернильницами, красивый вместительный шкаф для книг и ученических принадлежностей, классная доска токарной работы. Квартира учителя уютна, хороша и всем снабжена…»

В памятных книжках Виленского учебного округа, в подчинении которого находилось Забелышинское народное училище, сохранились сведения об учителях и учениках того времени. В 1878 – 1879 учебном году в училище обучалось 30 мальчиков и 3 девочки. Учителем работал Даниил Игнатьевич Соловьёв, окончивший Полоцкую учительскую семинарию. В 1882 – 1883 учебном году учащихся было 45 мальчиков и 5 девочек. Учитель – Евдокия Александровна Афонская, окончившая Могилёвское женское училище духовного ведомства.

До Октябрьской революции 1917г. Забелышинское народное училище закончили 845 человек. Из их числа вышли многие известные личности, например, Яков Романович, Иван Романович, Василий Романович Брайцевы и многие другие.

Брайцев Яков Романович (1861 – 1931) был первым литератором Хотимщины, членом Всероссийского Союза крестьянских писателей

Профессор математики Иван Романович Брайцев(1870 — 1947) был первым деканом физико-математического факультета Горьковского университета. Награждён орденом «Знак почёта».

Василий Романович Брайцев (1878 – 1964)   – академик АМН СССР, заслуженный деятель науки РСФСР, награждён двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, профессор.

Михаил Игнатьевич Декабрун (1885 – 1961) прошёл путь от народного учителя до профессора, доктора технических наук.

До Октябрьской революции ликвидировать неграмотность населения не удалось. Не все дети имели возможность посещать учебные заведения. Многие ученики покидали школы на время сельскохозяйственных работ, чтобы помочь своим родителям. ¾ взрослого населения продолжали оставаться неграмотными.

В советский период деятельности школы произошли заметные положительные сдвиги. Образование стало подлинно всеобщим и бесплатным. Повысилось качество общего среднего и профессионального образования. Утвердилась модель коммунистического воспитания рабочей и крестьянской молодёжи.

В первые годы Советской власти в Забелышинской школе работали три учителя – Капитолина Моисеевна и Агафья Моисеевна Прудниковы, Михаил Игнатьевич Декабрун. В начале учебного года учебники распределялись среди учеников. На несколько учеников давали одну книгу. Кто жил в деревне, им приходилось меньше учебников, по одному на 4-5 учеников. Тетрадям вёлся строгий учёт. Нумеровали страницы, нельзя было вырвать лист. Когда тетрадь списывалась, давали новую, но нужно было предъявить старую. Учитель строго проверял количество листов. Работы в тетрадях были примерно одинаковые по объёму, поэтому кончались тетради у всех почти одновременно.

Комсомольская ячейка в Забелышине была создана в 1921 году. Она состояла тогда всего лишь из семи человек. Все они состояли членами ЧОНа (части особого назначения). У каждого «чоновца» была винтовка, так как приходилось ходить в засады на бандитов. В такой обстановке комсомольская ячейка мужала, закалялась, но росла очень медленно.

При ячейке много было организовано добровольных обществ: общество «Безбожник», общество Красного Креста, МОПР (Международная организация помощи революционерам). Всеми этими организациями руководили активисты-комсомольцы. Среди них была первая девушка-комсомолка Александра Антоновна Павлюченко

В 1931 году начальная школа была реорганизована в семилетнюю. В ней впервые появились ученики-пятиклассники. Первый выпуск 7-го класса состоялся в 1934 году. В то время в школе работали 8 учителей. В последующие годы 7 классов закончили ещё 104 человека. В 1938 году Забелышинская школа стала средней, а коллектив учителей насчитывал 9 человек.

Первый выпуск 10-го класса состоялся в июне 1941года. Тогда аттестаты получил 31 выпускник. Каждый из них строил свои планы на будущее, но их вероломно разрушила война.

Четыре из тридцати одного выпускника 1941 года, как и двое из одиннадцати учителей погибли на фронте. В годы войны школа не работала. Учителя-мужчины сражались с фашизмом за свободу своей Родины.

Шавырин Григорий Яковлевич служил в 207-м бомбардировочном авиационном полку. На третий год войны он уже был опытным механиком, а затем воздушным стрелком. Во время одного из боевых вылетов был контужен. Оставался в строю до конца войны. Готовил к вылету самолёты.

Киселёв Иван Иванович в 1938 г. учительствовал в родной школе. Потом были служба в армии, война, фронт…

В июле – сентябре 1941 г. служил в войсках Закавказского военного округа, а в конце 1941 г. принимал участие в Керченско-Феодосийской операции. Воевал в составе 63-й дивизии в Феодосии.

Потом были бои в Крыму, на Керченском полуострове. Был тяжело ранен. После госпиталя в составе 81-й Краснознамённой дивизии морской пехоты защищал Кавказ. В частях Черноморского флота служил до конца войны.

В боях под Москвой заслужил орден Отечественной войны лейтенант Подобед Александр Егорович. Участник обороны Ленинграда. Дважды был ранен. День Победы встретил в запасном полку под Томском.

Ушли на защиту Родины многочисленные выпускники Забелышинской школы. Среди них был Писляков Василий Трофимович. 7 июля в возрасте 50-ти лет он ушёл на фронт. С боями дошёл до Берлина. Награждён боевыми медалями.

В 1941 году Николай Иванович Орлов командовал 108-й стрелковой дивизией, генерал-майор, участник оборонительных боёв на территории Белоруссии, битвы за Москву. Командовал армейским корпусом. Был тяжело ранен. Награждён орденом Ленина, пятью орденами Красного знамени.

Лесковский Иосиф Тарасович во время войны был связистом. Участник обороны Кавказа, освобождения Украины, Молдовы. В боях за Берлин под вражеским огнём ликвидировал более 20 повреждений линии связи. Полный кавалер ордена Славы.

Мужественно сражался с врагом Шудров Фёдор Григорьевич, Буталенко Михаил Фёдорович, Писляков Иван Петрович, Антипенко Степан Петрович, Киселёва Елена Ивановна, Зонтов Илья Иванович, Сорокин Александр Николаевич и многие многие другие.

Далеко не всем удалось дожить до Победы в той страшной войне. 361 наш земляк погиб или пропал без вести. Слава им и вечная память!

Деревня Забелышин была освобождена от фашистов 27 сентября 1943 года. Все школьные здания за годы войны уцелели, что позволило возобновить её работу сразу после освобождения.

Учиться и учить приходилось в очень трудных условиях. Окна в школьных зданиях были разбиты. Отопление не работало. Не хватало учебных пособий и тетрадей. Были случаи, когда ученики после занятий шли в лес за больницу  и каждый приносил сучья и всяких макушек деревьев, сколько позволяли его силы. Школа снова была семилетней – сказывалась нехватка учителей.

Первым, после освобождения, директором школы стал Павел Харитонович Романенко, демобилизованный из армии по состоянию здоровья.

После него директорами были Иван Павлович Шаповалов, Александра Антоновна Павлюченко.

Учебников не было. Учитель старался объяснять медленно, и ученики успевали кое-как конспектировать.

Школьники приносили старые книжки и писали на них меж­ду строк. В классах было очень много переростков, конечно, в период оккупации учёбы никакой не было.

В 1950 году директором был Коноплёв Иван Фёдорович. Это был энергичный и деятельный человек. Возле школы был установлен электрогенератор. Занятия во вторую смену и школьные вечера стали проходить при хорошем освещении.

При Иване Фёдоровиче было построено большое здание, где позднее нахо­дился интернат. Был расширен и отремонтирован большой сарай, получено много оборудования для физического и химического кабинетов. В 1950 году школа снова стала 10-леткой.

Был получен грузовой автомобиль ГАЗ – 51, который использовался как на хозяйственных работах, так и для дальних экскурсионных поездок в Москву, Ленинград, Киев.

Обучение и воспитание в 1960 – 1970-х гг. носило комплексный характер. Большое внимание уделялось воспитанию советского патриотизма, коллективизма, подготовке к будущей трудовой деятельности. Школа обеспечивала себя продуктами питания, оказывала большую помощь совхозу «Забелышино», выполняла партийные и правительственные программы.   В годы семилетки учащиеся школы принимали активное участие в социалистическом строительстве. Хроника трудовых достижений Забелышинской школы: декабрь 1961г. – сбор сосновых и еловых шишек – собрано 2 тонны;

28 января 1962 года пионеры 5 – 7 классов собирали золу для удобрения полей совхоза. Активным участником этой операции был Фролов Владимир – председатель Совета отряда №3 (6 «а» класс);

В апреле – мае 1962г. был проведен сбор металлолома. Собрано 10 тонн ценного сырья. Отличилась Удовенко Анна (6 «б» класс), сдавшая 1 тонну металлолома.

Иван Фёдорович Коноплёв возглавлял школу до 1963г., когда его на этой должности сменил Василий Иванович Вацуро.

Новый этап в жизни нашей школы начался в 1973 году, когда она получила новое, современное здание.

Большую роль в этом важном деле сыграл организаторский талант Василия Савельевича Ковалёнка, который был директором школы с 1968 по 1973 год.

Одним из лучших учителей Забелышинской школы был Иван Иванович Киселёв. После Великой Победы он вернулся в родную школу и стал учителем географии. Многих юношей и девушек обучил и воспитал этот педагог. Очень любили его дети.

Отличник народного образования БССР, он был награждён грамотой Президиума Географического общества АН СССР, а в честь 50-летия создания пионерской организации имени В.И. Ленина – грамотой ЦК ВЛКСМ.

В 1970-е годы директором Забелышинской средней школы был сначала Фёдор Петрович Подобед (1973 – 1975гг.), а затем Геннадий Владимирович Шумилов (1975 – 1981гг.).

Многие выпускники оставили заметный след в истории школы. Среди них:

Виктор Аркадьевич Сидоренко ─ мастер спорта СССР. Выступал за сборную РСФСР по пожарно-прикладному спорту. С 2001 года тренировал сборную Могилёвской области. Полковник в отставке.

Владимир Аркадьевич Сидоренко ─ тренер Национальной сборной Беларуси по   пожарно-прикладному спорту, главный     специалист отдела организации службы и боевой подготовки Минского областного управления МЧС, полковник внутренних войск.

Александр Аркадьевич Сидоренко многократный чемпион Вооружённых Сил Беларуси по пожарно-прикладному спорту.

В 1979 г. закончил 10 классов Забелышинской средней школы Шершнёв Николай Иванович. Затем учёба в Ивановском пожарно-техническом училище, Высшей пожарно-технической школе МВД СССР в городе Москве. С 1990 года служит в г. Минске в областном Управлении инженерно- технического отдела пожарной службы. С 2008 года 1-ый заместитель начальника областного Управления пожарной службы. Полковник.

В 1979 году Советское правительство, по просьбе руководства Афганистана, приняло решение о вводе советских войск в эту страну. Началась Афганская война, длившаяся до 1989 года. Выпускники нашей школы достойно выполняли свой воинский долг, проявляя мужество и героизм.

Прудников Василий Егорович, выпускник 1978 года, нёс службу в Афганистане с апреля 1980 до 11 января 1981 года.

Баев Александр, уроженец деревни Таклёвка Забелышинского сельского Совета исполнял интернациональный долг в ДРА, возвратился домой 17 августа 1987 года.

Бояренко Владимир закончил Забелышинскую среднюю школу в 1986 году. Служил разведчиком на территории Афганистана. Награждён медалью «За Отвагу», орденом Красной звезды.

В 1983 году окончил школу Цыкунов Николай. Служил снайпером в Афганистане. Каждую секунду рисковал жизнью, получил ранение. С чувством исполненного долга возвратился домой.

Старовойтов Игорь Павлович был призван в ряды Советской Армии 18 мая 1988 года. Служил в пограничных войсках. Уволился в запас 25 мая 1990 года

В 2014 году школу закончила Барановская Мария Геннадьевна (01.06.1997г.р.). Школа по праву гордится выпускницей, которая закончила в 2018 году Гомельский филиал университета гражданской защиты МЧС РБ и является КМС РБ по пожарно-прикладному спорту. А также, она завоевала множество международных наград:

2015 год – чемпионат мира среди молодежных команд г.Гродно – 1 место (общекомандный зачет);

2015год- г. Санкт-Петербург – 3 общекомандное место;

2016 год – Международные соревнования на кубок «Дружба» и приз «Золотая штурмовка», г.Ногинск и г.Подольск – 2 место (общекомандный зачет);

2017 год — Международные соревнования на кубок «Дружба» и приз «Золотая штурмовка», г.Ногинск и г.Подольск – 1 место (общекомандный зачет);

2017 год – Международный турнир «Новые имена-2017». Г.Минск,

Общий зачет – 1 место, личное – 2 место;

2017 год – Олимпиада КТИФ г.Филлах (Австрия), 2 место – преодоление 100 метровой полосы с препятствиями, 1 место – двоеборье;

2017 год – Чемпионат мира , г.Измир (Турция), боевое развертывание – 3 место;

2018 год- Академический чемпионат по пожарно-спасательному спорту среди ВУЗов Европы, г.Острава (Чехия), подъем по штурмовой лестнице – 1 место, общекомандный зачет – 1 место;

    2018 год – Международные соревнования по пожарно-спасательному спорту на кубок спортивной федерации пожарных и спасателей КЧС МВД РК, г. Алматы (Казахстан), боевое развертывание – 1 место, общекомандное – 1 место;

   2018 год – Чемпионат мира в г.Банка-Бистрица (словакия), 3 общекомандное место.

Имеет особые награды: нагрудный знак «Физкультурник Беларуси», «80 лет пожарному спорту», «Всебелорусскому товариществу – 90 лет».

Еще один выпускник Забелышинской средней школы Василий Аркадьевич Сотворенный родился в д.Прудок Забелышинского сельского совета. Василий закончил институт культуры и училище Гнесиных, до 1998 года работал в государственном академическом хоре Республики Беларусь имени Г.И.Цитовича, а с 1998 года он солист – вокалист Белорусского государственного ансамбля народной музыки «Свята».

Василий Аркадьевич является обладателем Почетного знака Министерства культуры РБ «За ўклад у развіццё культуры Беларусі». Ансамбль «Свята» не раз принимал участие в международных фестивалях искусств, выступал с концертами в Канаде, Австрии, Германии, Италии, Польше, Индии, Корее, Китае, Эфиопии, Великобритании, Венесуэлле, Франции. А 12 лет назад (2007) ансамбль выступал на Хотимщине в рамках Международной социально-творческой акции «Чернобыльский шлях – дорога жизни» совместно с легендарным ансамблем «Песняры» (руководитель проекта Копелева Екатерина). Сотворенный В.А. очень нежно относится к своей малой родине и мечтает спеть литургию в день Пасхи Христовой в Свято-Троицком соборе г.п.Хотимска.

« С 1981 по 1995 год возглавляла школу Москалёва Людмила Ивановна. Она запомнилась коллегам и ученикам своей увлечённостью делом, активностью и инициативой. В те времена в школе проходила смена поколений учителей. Много внимания и сил потребовалось Людмиле Ивановне для создания в школе сплочённого и творческого коллектива.

Имея богатейший педагогический опыт она щедро делилась им с молодёжью. Чуткость, отзывчивость и простота в общении притягивали к ней людей. Рядом с таким руководителем работалось легко и приятно.

 

В 1991 году школа получила новый спортзал, построенный хозяйственным способом. Большая заслуга в этом принадлежала Людмиле Ивановне и директору совхоза «Забелышино» Кожемяко Ивану Ивановичу.

Школьная жизнь бурлила на всех направлениях, принося радость творчества педагогам, успехи и достижения их ученикам, пользу своей стране.

С 1995 года директором школы становится Костров Иван Григорьевич. В далёком 1974 году он начинает свою педагогическую деятельность в качестве учителя физического воспитания Забелышинской средней школы. Благодаря его трудолюбию и увлечённости физкультура становится любимым предметом многих учеников.

Творческий подход и новаторство всегда были главным спутником его работы. Обычные уроки физкультуры превращались в праздник для детей. Деловитость и требовательность, общительность и доброжелательность притягивали к нему учеников. Спортивная работа в школе никогда не заканчивалась звонком с урока. По инициативе Ивана Григорьевича стали проводится ежедневные спортивные часы, активно работали секции по игровым видам спорта.

Иван Григорьевич сделал доброй традицией проведение в школе военно-спортивных вечеров, посвящённых дню Советской Армии (ныне день защитника Отечества), программа которых далеко выходила за рамки требований к учащимся по физическому воспитанию. Они содействовали развитию творчества, коллективизма и патриотизма у учащейся молодёжи.

Спортивные площадки школы стали любимым местом не только учеников. Еженедельно стали проводится занятия спортивной секции для рабочей молодёжи села. Желающих её посещать всегда было хоть отбавляй.

Победы приходят к тем, кто за них борется. Спортивная команда из Забелышина становится лидером в Хотимском районе, принимает участие и побеждает во многих областных и республиканских соревнованиях.

Иван Григорьевич щедро делился своим опытом с более молодыми учителями и сумел подготовить себе достойную смену – будущих наставников чемпионов Журавлёва Михаила Николаевича и Степченко Александра Николаевича

Став директором школы, Иван Григорьевич приложил большие усилия для укрепления спортивной базы школы, которая по праву считается лучшей в Хотимском районе (ушел на пенсию в 2017 году).

Его преемницей на должности директора стала бывшая выпускница Забелышинской средней школы Романовская Наталья Александровна

Вот уже более 150 лет дарит своим ученикам радость познания Забелышинская средняя школа. За это время её закончили более 2578 учащихся.

Учащиеся Забелышинской СШ, которые получили золотые медали:

1981 год – Черенкова Любовь Петровна; Кашенцева Вера Александровна; Степанкова Ольга Николаевна;

1984 год – Садовская Людмила Михайловна;

1990год –Тимошенко Светлана Владимировна; Поправко Галина Митхайловна;

1993 год – Лепченко Галина Ивановна; Зубачева Татьяна Константиновна;

1997 год – Ивендикова Наталья Александровна;

1998 год – Рыбак Светлана Владимировна;

2001 год – Трусов Дмитрий Александрович;

2003 год – Кузьменкова Екатерина Александровна;

2017 год – Барановский Павел Геннадьевич;

2022 год – Самофалова Дарья Дмитриевна.

   За последние 10 лет учащиеся школы стали ежегодно побеждать в республиканских, областных и районных соревнованиях по разным видам спорта: «Снежный снайпер», «Защитник Отечества», ГФОК «Здоровье», «Пулевая стрельба», «Лыжные гонки» и другим. Десять лет спортивная сборная школы имеет 1 место по итогам круглогодичной Спартакиады среди учащихся. В славную летопись школы вошли имена таких учеников как Волков Евгения Дмитриевича, Вдовенко Антона Андреевича, Вдовенко Екатерины Андреевны, Нестеренко Татьяны Николаевны, Горбачева Никиты Васильевича, Похомовой Виктории Александровны, Буденкова Сергея Андреевича, Барановского Павла Геннадьевича, Андрюшкина Дмитрия Юрьевича, Матюшенко Ольги Михайловны, Анищенко Анастасии Владимировны, Самофаловой Дарьи Дмитриевны и многих других.

  Несколько слов хочется сказать о новейшем периоде развития школы. Современное здание учреждения образования введено в эксплуатацию в 1973 году. В 2007 году была проведена реконструкция (были вставлены пластиковые стеклопакеты). В 2018 – 2019 г.г. был произведён капитальный ремонт фасада, мягкой кровли здания, проведена замена шифера на крыше спортзала, замена металлических парапетов, ремонт цоколя. Был проведен ремонт спортзалов, столовой, санузлов, учебных кабинетов, коридоров первого и второго этажа (замена дверей, ремонт пола, потолка и боковых стен).

  Проектная мощность двухэтажного здания составляет 240 ученических мест. Общая площадь школьной территории составляет 2774,8 м2: Земельный участок – 3,9291 га (в т.ч. площадь пришкольного земельного участка, используемый для выращивания сельскохозяйственной продукции, составляет 0.31га).

  Общее количество работников 33 человека (21 педагогов и 12 техперсонала), учащихся на 01.11.2021г. 80 человек.

  Для осуществления образовательного процесса используются: хранилище для книг, 2 спортивных зала, актовый зал (совмещенный со столовой), 1 игровая детская площадка, 1 спортивное ядро (футбольное поле, асфальтовая беговая дорожка протяженностью 450 метров, волейбольная площадка, мини-футбольная площадка, гимнастический городок, сектор для прыжков), 12 учебных кабинетов, 1 компьютерный класс (9+1), 5 компьютеров для педагогов. Для решения задач комплексной информатизации образовательного процесса в школе имеются: 1 мультимедийный проектор, 1 интерактивная доска, 3 сканера, 4 принтера, интерактивная сенсорная доска ITS-25-65-R. Учебные кабинеты оснащены необходимой мебелью. В спортзале имеется необходимое спортивное оборудование и спортивный инвентарь.

  В учреждении имеется пищеблок и один обеденный зал на 60 посадочных мест (совмещенный с актовым залом). Пищеблок обеспечен технологическим и холодильным оборудованием, которое находится в исправном состоянии. Горячим питанием охвачено 100% учащихся.

Наполняемость классов составила на 1 ноября 2021 года – I ступень – 25 учащихся, II ступень – 42 учащихся, III ступень – 13 учащихся, всего 80 учащихся.    

   Образовательный процесс в учреждении осуществляют 21 педагог, из них 19 (90%) имеют высшее и 2 (10%) среднее специальное образование. Педагогический стаж до 5 лет имеют 0 педагогов (0%), от 5 до 10 лет – (0%), от 10 до 15 лет – 1 (4%), от 15 лет и более – 20 педагога (96%). Высшую категорию имеют 9 педагогов (43%), первую–10 (48%), вторую – 1 (4.5%), 1 педагог (4,5%) имеет категорию учитель-методист Степченко А.Н.)

   В течение пяти лет с 2015 по 2020г.г. два учителя учреждения образования были награждены почетным знаком «Отличник просвещения» — Степченко А.Н. (2018г.), Катков Н.В. (2020г.). В 2021 году Степченко А.Н. награжден медалью Франциска Скорины. За 30 лет работы в школе учитель подготовил более 300 победителей и призеров республиканских соревнований.

   В учреждении образования создана благоприятная атмосфера для творческого роста педагогов. Активно занимаются с учащимися исследовательской работой педагоги Катков Н.В., Свирепо Т.М., Журавлева Н.Н. (ст), Журавлева Н.Н.(мл), учителя начальных классов Степченко Ж.А., Барановская Т.П., Анищенко Т.В. Это прямо отражается на успехах обучающихся, которые активно принимают участие в самых различных конкурсах, предметных олимпиадах, спортивных соревнованиях.

По итогам работы в учреждении образования награждены:

— грамотами Министерства образования Республики Беларусь – 5 педагогов;

— грамотами управления образования Могилевского облисполкома – 12 педагогов;

  В течение пяти лет с 2015 по 2022г.г. два учителя учреждения образования были награждены почетным знаком «Отличник просвещения» — Степченко А.Н. (2018г.), Катков Н.В. (2020г.). В 2021 году Степченко А.Н. награжден медалью Франциска Скорины. За 30 лет работы в школе учитель подготовил более 300 победителей и призеров республиканских соревнований.

   В учреждении образования создана благоприятная атмосфера для творческого роста педагогов. Активно занимаются с учащимися исследовательской работой следующие педагоги: Катков Н.В., Свирепо Т.М., Журавлева Н.Н. (ст), Журавлева Н.Н.(мл), Каткова А.И., учителя начальных классов Степченко Ж.А., Барановская Т.П., Анищенко Т.В. Это прямо отражается на успехах обучающихся, которые активно принимают участие в самых различных конкурсах, предметных олимпиадах, спортивных соревнованиях.

   По итогам работы награждены:

— грамотами Министерства образования Республики Беларусь – 5 педагогов;

— грамотами управления образования Могилевского облисполкома – 12 педагогов;

Много событий произошло со дня основания школы. Что-то забылось, но многое осталось в нашей памяти и стало историей. Остались в памяти люди, которые создавали эту историю. Щедры и отзывчивы были их сердца, вместившие в себя и радость, и боль своих учеников. К сожалению, не все дожили до этой знаменательной даты и ушли от нас относительно недавно: Киселев Иван Иванович, Подобед Александр Егорович, Коваленок Василий Савельевич, Балыко Иван Кириллович, Шумилов Геннадий Владимирович, Шавырин Григорий Яковлевич, Антипенко Степан Петрович, Атрошенко Анатолий Кириллович, Сидоренко Евгений Иванович, Подобед Мария Яковлевна, Павлюченко Вера Петровна, Степанкова Лариса Федоровна, Сазонова Надежда Семеновна, Рябцева Анна Евдокимовна, Иванова Нина Сергеевна

   Забелышинская средняя школа и сегодня живет многообразной, творческой жизнью.

Школа – это живое сердце любого места, где живут люди. Каждое утро распахиваются двери школы и в нее приходят дети, также как и 150 лет назад. Каждое поколение решает свою историческую задачу. Школа – это люди, которые создают ее историю и приносят ей славу. Летят года, меняются исторические эпохи, вместе с ними меняется и наша школа. Неизменными оставались только общечеловеческие нравственные ценности, которые она несла людям, вера в будущее и оптимизм.

Разделы сайта