УСТАВ
государственного учреждения образования
«Забелышинская средняя школа»
СТАТУТ
дзяржаўнай установы адукацыі
«Забялышынская сярэдняя школа»
Глава I
Общие положения
1. Государственное учреждение образования «Забелышинская средняя школа» создано на основании решения Хотимского районного исполнительного комитета и зарегистрировано в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 790670371.
Настоящий Устав государственного учреждения образования «Забелышинская средняя школа» (далее – Устав) является новой редакцией Устава государственного учреждения образования «Забелышинская средняя школа».
Государственное учреждение образования «Забелышинская средняя школа» (далее – Школа) является учреждением общего среднего образования и компонентом системы образования Республики Беларусь.
2. Школа – учреждение общего среднего образования, функционирующее в составе I-XI классов, в котором осуществляются обучение и воспитание на I, II и III ступенях общего среднего образования.
Тип учреждения образования – учреждение общего среднего образования, вид – средняя школа.
3. Наименование Школы:
на русском языке:
полное – государственное учреждение образования «Забелышинская средняя школа»;
сокращенное – Забелышинская средняя школа;
на белорусском языке:
полное – дзяржаўная ўстанова адукацыi «Забялышынская сярэдняя школа»;
сокращенное –Забялышынская сярэдняя школа
4. Место нахождения Школы: 213672, Республика Беларусь, аг. Забелышин, ул. Советская, д.56-а.
5. Учредителем и собственником Школы является Хотимский районный исполнительный комитет (далее – Учредитель).
Органом, уполномоченным регулировать деятельность и управлять имуществом Школы, является отдел по образованию Хотимского районного исполнительного комитета (далее – Уполномоченный орган).
6. Школа является юридическим лицом, некоммерческой организацией, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием, штампы и бланки.
7. Школа является бюджетной организацией, финансируется из средств бюджета на основе бюджетной сметы, бухгалтерский учет ведется в соответствии с планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным в установленном порядке для бюджетных организаций.
8. Контроль за обеспечением качества образования осуществляется Учредителем, Уполномоченным органом и иными уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством.
9. Школа осуществляет свою деятельность в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, настоящим Уставом и (или) иными актами законодательства.
10. Школа распоряжается по своим обязательствам находящимися в ее распоряжении денежными средствами.
11. Школа не вправе выступать гарантом или поручителем третьих лиц негосударственной формы собственности (в том числе доли (акции) в уставных фондах которых находятся в государственной собственности) и физических лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей) по исполнению этими лицами своих обязательств по возврату кредитов, предоставленных банками и небанковскими организациями.
12. В Школе не допускается создание и деятельность политических партий, иных общественных организаций, преследующих политические цели, а также создание и анонимная или другая, противоречащая законодательству, деятельность религиозных организаций.
13. Школа в вопросах воспитания, на основании письменных заявлений учащихся (законных представителей несовершеннолетних учащихся), во внеучебное время может взаимодействовать с зарегистрированными религиозными организациями с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа.
ГЛАВА II
ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ
14. Предметом деятельности Школы является реализация образовательных программ общего среднего образования, образовательных программ специального образования, образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи, образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих), программы воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении.
15. Основной целью Школы является создание условий для реализации конституционного права граждан на образование, освоение учащимися содержания образовательных программ и формирование необходимых знаний, умений, навыков, интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие личности учащихся, формирование готовности к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования, воспитание гражданинаРеспублики Беларусь, любви к Родине, семье, уважение прав и свобод человека.
16. Основными задачами Школы являются:
развитие личности учащихся, их способностей и склонностей;
создание условий, необходимых и достаточных для реализации творческого потенциала личности учащихся;
проведение научно-методической работы, направленной на совершенствование образовательного процесса;
организация образовательного процесса с использованием современных научно-технических средств;
формирование у учащихся высоких духовно-нравственных ценностей, здорового образа жизни, гражданственности, патриотизма, ответственности, трудолюбия;
формирование эстетической и экологической культуры;
издание учебных и учебно-методических пособий;
проведение работы по взаимодействию с другими учреждениями образования, в том числе зарубежными, с целью использования накопленного прогрессивного опыта организации процессов обучения и воспитания;
оказание содействия учащимся в овладении ценностями и навыками здорового образа жизни;
создание условий для саморазвития личности учащихся;
нравственное воспитание, направленное на приобщение учащегося к общечеловеческим и национальным ценностям.
ГЛАВА III
ФУНКЦИИ
17. Для достижения поставленных задач Школа осуществляет следующие основные функции:
реализация образовательных программ общего среднего образования, специального образования на уровне общего среднего образования;
реализация программы воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении;
создание условий для воспитания, обучения и развития учащихся, их социализации;
создание условий для формирования основ патриотизма и национального самосознания, приобщения к общечеловеческим ценностям;
создание безопасных условий при организации образовательного процесса;
охрана здоровья учащихся, защита их прав;
создание условий для полноценного физического развития учащихся на основе привития навыков здорового образа жизни;
обеспечение социально-педагогической поддержки учащихся и оказание им психологической помощи;
обеспечение возможности своевременного и полноценного перехода на следующую ступень образования;
создание условий для повышения квалификации и проявления творческой инициативы педагогических работников;
создание условий для обеспечения качества предоставляемых образовательных услуг, в том числе на платной основе.
ГЛАВА IV
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
18. Школа в соответствии с законодательством имеет право:
осуществлять образовательную деятельность;
формировать структуру и штатное расписание учреждения общего среднего образования;
участвовать в экспериментальной и инновационной деятельности в порядке, предусмотренном законодательством;
осуществлять международное сотрудничество в сфере дошкольного образования, общего среднего образования;
планировать деятельность и определять стратегию своего развития;
принимать необходимые решения по вопросам, не относящимся к компетенции вышестоящих органов, и осуществлять действия, не противоречащие законодательству;
развивать и совершенствовать свою организационную структуру;
заключать от своего имени договоры;
осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии с законодательством;
осуществлять иные права в соответствии с законодательством, распорядительными документами Учредителя и настоящим Уставом.
Педагогические работники не вправе оказывать платные консультативные услуги по отдельным учебным предметам, модулям, учебным дисциплинам, образовательным областям, темам, в том числе помощь в подготовке к вступительным испытаниям (репетиторство), обучающимся, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.
19. Школа обязана:
осуществлять образовательный процесс в соответствии с требованиями образовательных стандартов общего среднего образования, учебно-программной документации образовательной программы общего среднего образования, настоящего Устава;
обеспечивать качество образования;
разрабатывать и утверждать в установленном порядке структурные элементы научно-методического обеспечения соответствующего образования, его совершенствование;
осуществлять материально-техническое обеспечение образовательного процесса в соответствии с установленными санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами;
создавать безопасные условия при организации образовательного процесса;
осуществлять меры социальной защиты учащихся;
создавать необходимые условия для организации питания и медицинской помощи учащихся;
знакомить законных представителей несовершеннолетних при зачислении в Школу со свидетельством о государственной регистрации, настоящим Уставом, сертификатами о государственной аккредитации, а по их требованию – и с учебно-программной документацией;
оказывать содействие уполномоченным государственным органам в проведении контроля за обеспечением качества общего среднего образования;
руководствоваться в своей деятельности законодательством, распорядительными документами Учредителя, Уполномоченного органа и настоящим Уставом;
осуществлять финансово-хозяйственную деятельность для выполнения задач и функций Школы;
выполнять иные обязанности в соответствии с законодательством, распорядительными документами Учредителя и настоящим Уставом.
ГЛАВА V
УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
20. Участниками образовательного процесса в Школе являются учащиеся, педагогические работники, законные представители несовершеннолетних учащихся.
21. В Школу принимаются дети, проживающие на территории, закрепленной за Школой решением Хотимского районного исполнительного комитета.
Дети, не проживающие на данной территории, могут быть приняты в Школу при наличии свободных мест.
22. Права и обязанности участников образовательного процесса определены Кодексом об образовании Республики Беларусь и иными актами законодательства.
ГЛАВА VI
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
23. Общее среднее образование включает в себя три ступени:
I ступень – начальное образование (I– IV классы);
II ступень – базовое образование (V– IX классы);
III ступень – среднее образование (X–XI классы).
I и II ступени общего среднего образования составляют общее базовое образование.
I, II и III ступени общего среднего образования составляют общее среднее образование.
24. Форма получения образования в Школе – дневная.
25. Обучение в Школе осуществляется на одном из государственных языков.
Обязательным для учащихся является изучение белорусского, русского, английского или немецкого языков, за исключением отдельных категорий лиц с особенностями психофизического развития.
Категории лиц с особенностями психофизического развития и порядок изучения ими языков определяются Министерством образования Республики Беларусь.
От изучения белорусского или русского языка могут быть также освобождены иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие или временно проживающие в Республике Беларусь.
Порядок изучения белорусского и русского языков иностранными гражданами и лицами без гражданства, временно пребывающими или временно проживающими в Республике Беларусь, определяется Министерством образования Республики Беларусь.
26. В соответствии с законодательством в Школе могут создаваться:
профильные классы;
классы профессиональной направленности;
специализированные по спорту классы;
классы интегрированного обучения и воспитания;
пункты коррекционно-педагогической помощи.
27. В Школе для оказания помощи семье в обучении и воспитании учащихся, создания условий для развития творческих способностей учащихся могут открываться группы продленного дня в соответствии с требованиями законодательства.
28. Порядок организации получения общего среднего образования на дому определяется Министерством образования Республики Беларусь по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
29. Организация образовательного и воспитательного процесса в Школе осуществляется в соответствии с законодательными актами и иными актами законодательства.
ГЛАВА VII
РУКОВОДСТВО
30. Управление Школой осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства, настоящим Уставом и строится на сочетании принципов единоначалия и самоуправления.
31. К исключительной компетенции Учредителя относится:
принятие решения о создании, реорганизации и ликвидации Школы;
утверждение Устава Школы, изменений, вносимых в Устав Школы;
определение предмета, целей и задач деятельности Школы;
осуществление функций контроля за использованием и сохранностью имущества.
Учредитель реализует иные права и обязанности, установленные законодательством и настоящим Уставом.
32. Непосредственное руководство Школой осуществляет директор (далее – Руководитель), который назначается на должность и освобождается от должности Уполномоченным органом.
33. Руководитель Школы:
возглавляет Школу, руководит ее работой, обеспечивает взаимодействие с заинтересованными лицами;
действует от имени Школы без доверенности и несет персональную ответственность за результаты ее деятельности;
самостоятельно решает вопросы, связанные с деятельностью Школы, за исключением вопросов, отнесенных законодательством к компетенции Учредителя;
представляет интересы Школы в государственных органах, органах местного управления и самоуправления, в организациях, объединениях, фондах, в отношениях с другими юридическими лицами, их филиалами и представительствами, физическими лицами, а также в отношениях с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных и международных юридических лиц (организаций, не являющихся юридическими лицами);
распоряжается имуществом Школы в порядке, установленном законодательством, Учредителем, несет персональную ответственность за сохранность имущества Школы и его эффективное, целевое использование;
заключает, исполняет, прекращает и подписывает от Школы договоры в соответствии с законодательством;
выдает доверенности;
по согласованию с Уполномоченным органом утверждает структуру, штатное расписание в пределах штатной численности, установленной Учредителем;
принимает решения, вытекающие из трудовых и связанных с ними отношений;
организует управление учебной, воспитательной, научно-методической работой сотрудников Школы;
руководит работой по интеграции Школы в международное образовательное и научное сообщество;
нанимает и увольняет работников в соответствии с законодательством о труде и условиями трудовых договоров (контрактов);
издает приказы, дает устные и письменные указания, обязательные для исполнения всеми работниками Школы;
в соответствии с законодательством и правилами внутреннего трудового распорядка применяет меры поощрения или дисциплинарного взыскания к работникам Школы;
выступает стороной от лица нанимателя в коллективных договорах с работниками Школы;
имеет иные полномочия в соответствии с законодательством, распорядительными документами Учредителя, Уполномоченного органа и настоящим Уставом.
34. Органом самоуправления Школы является педагогический совет, который решает основные вопросы деятельности Школы в соответствии с законодательством.
35. В Школе могут создаваться иные органы самоуправления (совет школы, попечительский совет, родительский комитет, совет по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, ученический совет и др.), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством, настоящим Уставом Школы.
ГЛАВА VIII
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ. СВЯЗИ
36. Школа строит отношения с семьей по вопросам воспитания и обучения учащихся на принципах сотрудничества.
37. Школа взаимодействует с учреждениями среднего, профессионального, высшего, дополнительного образования, учреждениями здравоохранения, культуры, спорта, юридическими и физическими лицами; поддерживает деятельность детских общественных организаций (объединений), которая не противоречит законодательству.
38. Школа осуществляет международное сотрудничество в области образовательной, культурной и иной деятельности в соответствии с законодательством, международными договорами Республики Беларусь.
39. Школа осуществляет международное сотрудничество путем:
установления сотрудничества с международными организациями, иностранными физическими и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в сфере образования и культуры, в том числе по обмену технологиями обучения, программами, опытом организации образовательного процесса;
участия в международных фестивалях, конкурсах, конференциях, стажировках и другое.
40. Школа может взаимодействовать в вопросах воспитания с зарегистрированными религиозными организациями с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа на основании письменных заявлений законных представителей учащихся.
Школа может осуществлять взаимодействие с Учредителем и Уполномоченным органом. Порядок, условия, содержание и формы этого взаимодействия определяются законодательством.
ГЛАВА IX
ПРОИЗВОДСТВЕННО - ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
41. Школа по согласованию с Учредителем планирует свою финансово-хозяйственную деятельность.
42. Финансирование Школы осуществляется за счет:
средств бюджета;
средств, полученных от внебюджетной деятельности;
безвозмездной (спонсорской) помощи, благотворительных взносов, пожертвований юридических и физических лиц;
иных источников, не запрещенных законодательством.
43. Для осуществления бухгалтерского учета результатов своей работы Школа ведет статистическую и иную отчетность в соответствии с действующим законодательством.
44. Школа имеет право осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии с актами законодательства. Средства, полученные от приносящей доходы деятельности, расходуются в соответствии с актами законодательства. Приобретенное за счет приносящей доходы деятельности имущество поступает в самостоятельное распоряжение Школы и учитывается на отдельном балансе в порядке, предусмотренном законодательством.
45. Приносящая доходы деятельность при оказании Школой платных услуг, в том числе путем реализации образовательных программ на платной основе, осуществляется в соответствии с законодательством.
ГЛАВА Х
ИМУЩЕСТВО И СРЕДСТВА
46. Органом, уполномоченным управлять имуществом Школы, является Уполномоченный орган.
47. Имущество Школы составляют основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается в балансе Школы.
48. Школа в отношении закрепленного за ней имущества осуществляет в пределах, установленных законодательством, Учредителем, в соответствии с целями деятельности, заданиями Учредителя и назначением имущества, право владения, пользования и распоряжения им.
49. Школа распоряжается закрепленным за ней имуществом, в том числе имуществом, приобретенным за счет средств, полученных от внебюджетной деятельности, в порядке, установленном законодательством. Учредитель вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество, закрепленное за Школой, и распорядиться им по своему усмотрению.
50. Контроль за использованием и сохранностью имущества, принадлежащего Школе, осуществляется государственными органами Республики Беларусь, уполномоченными в установленном порядке.
ГЛАВА XI
КОНТРОЛЬ И ПРОВЕРКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
51. Проверка деятельности Школы осуществляется в порядке, установленном законодательством.
52. Школа осуществляет оперативный, статистический учет, представляет в установленном порядке статистическую отчетность, а также оперативную информацию об образовательной, финансово-хозяйственной, медицинской и иной деятельности Учредителю, Уполномоченному органу.
53. 3а нарушение порядка представления данных государственной отчетности должностные лица Школы несут ответственность в порядке, установленном законодательством.
54. Прохождение аттестации и государственной аккредитации (подтверждения аккредитации) Школой осуществляется в порядке, установленном законодательством.
ГЛАВА XII
РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ
55. Ликвидация и реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование), внесение изменений в настоящий Устав Школы могут быть осуществлены по решению Учредителя и в других случаях, предусмотренных законодательством.
56. Реорганизация и ликвидация Школы осуществляется в порядке, установленном законодательством.